Для ответа на этот вопрос мы обратились в мастерскую по ремонту автомобилей из Поднебесной.
Среди автомобилистов не утихают споры о качестве китайских авто. Многие до сих пор их за машины-то не считают. Мол, давно ли китайцы пересели с велосипедов на автомобили и совершенно не разбираются в технике, ввозят в страну разные подделки, которые не отвечают элементарным требованиям безопасности и на удивление быстро начинают разваливаться. Чаще всего тест-драйвы в российских журналах заканчиваются очередным разоблачением никчемного автопрома Поднебесной. Меж тем китайских автомобилей, в том числе и на тюменских дорогах, становится все больше. Стремительно обновляется и модельный ряд «китайцев». Чаще всего попадаются на глаза Great Wall Hover, Geely Emgrand, Lifan Solano, Chery Tiggo и ряд других доселе никому не известных брендов. Для того чтобы окончательно свести с ума ярых противников «China Mobile» не хватает лишь фан-клубов китайских марок. И все-таки, кому верить? Опрошенные владельцы «Ховера», «Солано» и «Тигго» на жизнь не жалуются. Особенно удивил отзыв о Great Wall Hover. Мало того что китайский внедорожник оказался неубиваемым, но еще и ликвидным. Порадовав владельца в течение нескольких лет своей проходимостью, надежностью и экономичностью, «Ховер» был продан на рынке в первый же день с минимальным торгом. И это на фоне слухов о том, что кузова «ховеров» китайцы делали из … бочек. Для того чтобы объективно разобраться в том, насколько «ломучие» китайские машины, мы обратились на независимую от дилеров станцию технического обслуживания по ремонту автомобилей китайских марок.
Директор СТО «Тюмень Автосервис» Станислав Заритовский одним из первых начал заниматься обслуживанием и ремонтом китайских автомобилей — с 2005 года. Среди первых марок на рынок зашли компания «Great Wall» с пикапами Great Wall Deer G3 и G5, Hover, а также компания «Chery».
«Chery» представила на российском рынке седан Amulet, малолитражку QQ, паркетник Tiggo, который до сих хорошо продается и постоянно обновляется и пользуется большой популярностью. Также был представлен автомобиль бизнес-класса Chery Oriental Son — «Сын Востока», - рассказал Станислав Заритовский. — Китайских автомобилей бизнес-класса с богатым оснащением и заманчивым ценником в Тюмени продали немного в связи с тем, что их просто боялись брать. Так вот, они бегают по сей день и особых проблем их владельцы не испытывают. Автомобили оснащались лицензионным мотором объемом от 2.0 до 2,4 литра. Такие же моторы, а также коробки-автомат, устанавливались на «Мицубиси Галант».
Как правило, все ответственные узлы и агрегаты ставились от проверенных временем автомобилей. По словам Станислава, та же ходовая часть в большинстве бюджетных, и не только бюджетных, автомобилей китайского производства была позаимствована, как правило от мировых производителей таких как «Тойота», «Фольксваген», «Мицубиси». По сути Great Wall Deer — это была та же Toyota Hilux. До сих пор говорят, что китайцы воруют технологии, при этом забывая, как заходили на мировой рынок корейцы. Всем известная «ДЭУ Нексия» — это «Опель Кадет» 80-х годов. Или взять популярную на сегодняшний день марку «Хундай». Так вот «Хундай Галлопер» — по сути это тот же «Мицубиси Паджеро» — один в один по ходовой части, по трансмиссии, по кузову, была изменена лишь форма фар. Почему-то тогда никто не говорил, что корейцы воруют чьи-то технологии.
Корейские машины также боялись брать первое время. Сейчас же марки «Хундай», «Киа» в лидерах по производству и продажам автомобилей. Как и Корея, Китай тоже не стоит на месте.
Прошло уже более 10 лет с тех пор, как появились первые пикапы Great Wall. По словам Станислава, их было продано мало, но те, кто купил, нисколько не пожалел, потому что «китайцы» вопреки ожиданиям по сей день служат верой правдой своим владельцам.
«В прошлом году к нам на сервис приезжал владелец Great Wall Deer, пробег у машины — 530 тысяч км, — отметил Станислав. — Приехал с первой поломкой — возникли проблемы с клапаном холостого хода, двигатель не держал обороты. За десять лет эксплуатации трансмиссия, редуктор, коробка передач, двигатель ни разу не вскрывались. Хозяин „китайца“ менял только свечи, свечные провода, колодки, прокладки, помпу, приводные ремни, один раз заменил цепь на двигателе. Даже сцепление родное. Хозяин машины пояснил нам, что он так-то ездит аккуратно, ежедневно возит в город мясо из деревни. Менять пикап не собирается, говорит, что альтернативы ему нет. Многие же водители ругают китайский автопром, при этом покупают для своих японских праворульных машин запчасти от автомобилей китайских производителей. Мало кто заказывает на Hilux Surf оригинальную помпу, потому что аналог, как правило сделанный в Китае, стоит на порядок дешевле. Когда мы только-только начали продавать запчасти на китайские машины, владельцы японских марок покупали у нас не только помпы, но и „правильные (с европейским световым пучком)“ китайские фары, решетки радиатора, детали подвески, тормозные колодки и так далее. По качеству они были не хуже».
Марку «Грейт Волл» Станислав считает одной из самых надежных.
«В середине 2000-х эти машины брали организации на буровые и эксплуатировали их нещадно, возили на них бочки с ГСМ, убивали на бездорожье, и не могли убить, так о машинах отзывались сами владельцы, — отметил эксперт. — Нефтяники брали новые пикапы марки «Ниссан» за 700 тысяч рублей и те же «Адмиралы» и «Грейт Воллы» за 400 тысяч рублей. Мол, год на них поездим и спишем. А они не ломались. Китайские пикапы ходили на равных, а в обслуживании обходились в разы дешевле. Другой пример. В 2007 году один из санаториев для развозки приобрел два новых автомобиля «Форд «и один «Чери». За год «Форды» отработали свой ресурс, их списали и купили новые, а на «Чери» отъездили 350 тысяч км, после этого сдали его в трейд-ин. И снова взяли «китайца». Думали, что «Чери Тигго» спишут быстрее, чем «Фокусы», а оказалось наоборот. Предприятие списывает автомобиль, когда затраты на его обслуживание превышают определенный предел. При обслуживании «Тигго» санаторий платил лишь за ТО. От себя добавлю, что у меня было два «Чери Тигго», один отбегал 120 тысяч км, я его продал, на втором — полноприводном «Тигго» — намотал 80 тысяч км без каких-либо поломок. На первом «Тигго» при пробеге в 100 тысяч км совершил еще безумное путешествие с друзьями на море по маршруту Тюмень-Сочи-Геленджик-Краснодар-Москва-Питер-и обратно по северному пути через Киров-Пермь-Екатеринбург. Перед отъездом из Тюмени я поменял только масло в двигателе, никаких запчастей не брал, вообще у меня не было сомнений, что что-то в дороге может сломаться».
У «Чери Тигго», по словам Станислава, есть свои болячки, унаследованные от аналога «Toyota RAV4″. Самая распространенная из них — закисание суппортов тормозной системы. В них попадает пыль, соль, влага. Со временем они перестают работать и тормозные колодки „заклинивает“ в одном положении, что в свою очередь может привести к преждевременному износу тормозных колодок, тормозных дисков и повышенному расходу топлива. Понять, что колодки сами начинают притормаживать, когда под капотом мощный мотор, довольно сложно. На „Тойотах“ этот дефект проявляется реже, потому что их владельцы чаще заезжают на ТО, регулярные чистка и смазка суппортов входят в регламент. Среди прочих распространенных „болячек“: выход из строя топливных насосов (это скорее вина качества топлива, а не качества самих запчастей), ступичных подшипников, стоек стабилизатора и других деталей подвески (спасибо нашим дорогам). Выход из строя различных датчиков - это дань российской сборке. Очень часто разъемы просто не вставлены должным образом на свои места».
По мнению Станислава, основная причина поломок китайских автомобилей, также как и японских, европейских или американских марок, — несвоевременное обслуживание. Как показывает практика, владельцы китайских автомобилей, чаще всего стараются экономить на ТО в сервисе и в лучшем случае регулярно меняют только масло и фильтра. Тоже самое можно сказать и о владельцах отечественных авто, которые заезжают в сервис, когда что-то застучит или отвалится. А когда пересаживаются на «китайцев», относятся к ним точно так же. Станислав рассказал, как один из владельцев «Ховера» сжег сцепление. Долго не признавался, потом все-таки рассказал. Оказалось, что он зимой в мороз постоянно заводил с толкача «ЗИЛок», у которого не работал стартер. При этом пробег «Ховера» на момент обращения его владельца был около 170.000 км. У другого горе-владельца на «Чери Амулет» раз в месяц выходили из строя стойки амортизаторов. Раз приехал на замену, потом второй раз. Пообщавшись с хозяином машины, Станислав выяснил, что он живет в деревне и каждое утро ездит на работу сломя голову по разбитой дороге, потому что боится не успеть проехать через железнодорожный переезд, по которому проезжает поезд и дорогу закрывают чуть ли не на полчаса. Так что если кто-то ругает машину, это не значит, что она виновата сама.
Говоря о надежности автомобилей, следует понимать, что не все «китайцы» одинаковы. Одни марки славятся своей живучестью, другие не могут ею особенно похвастаться. Самые надежные из них те, что собираются в Китае либо России методом крупноузловой сборки. Контроль качества сборки автомобилей в России все-таки оставляет желать лучшего.
«У тех же „Вортекс Тинго“, собираемых на „ТагАЗе“, в суппортах может не оказаться смазки, — отметил Станислав. — Вызывают удивление и большие зазоры между дверьми и кузовом автомобилей. Надо сказать, что для некоторых „китайцев“ пробег в 300-350 тысяч км без серьезных поломок — это норма».
Как советует эксперт, чтобы двигатель служил долго, нужно менять масло через каждые 7-7,5 тысяч км пробега или раз в год независимо от пробега. Это относится не только к автомобилям китайского производства. Многие мировые производители рекомендуют сокращать пробег между ТО вдвое при тяжелых условиях эксплуатации к коим и относится Россия.
Вообще, по словам сервисмена, все познается в сравнении. По соседству с «китайцами» ремонтируют автомобили «Ford» и «Маzda», так как большинство машин это «Ford Focus» и «Mazda3», построенные на одной платформе. В принципе, машины должны быть одинаковы. Реальность же такова, что основными клиентами СТО соседей являются владельцы «Фордов». Для «Ford Focus» капитальный ремонт двигателя через 100 тысяч км считается обычным явлением. Основная причина — жор масла. Нормальное явление на «Фокусах» — течь рулевой рейки. Меж тем даже в дилерском центре «Мазды» сервисная зона практически все время пустует. Туда приезжают либо на ТО, либо для установки дополнительного оборудования. У нас же почему-то принято ругать «китайцев», которые тем временем продолжают завоевывать автомобильный рынок.